ПРАЙС-ЛИСТ |
Шлифовальные машины |
|
|
|
|
Виды древесины |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Полезная информация |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
История паркета
3000 лет полы собирают из различных пород древесины. В России деревянные
полы стали элементом оформления помещения только после средних веков, и они проектировались
и изготовлялись вместе с потолками и стенами. В XV веке для настилки полов использовались
преимущественно строганные толстые половицы из мягких пород дерева, таких как ель, сосна,
пихта.
Редкие декоративные полы встречались только во дворцах и замках. Само слово
паркет происходит от французского "PARQUET", оттуда же пришла мода на фанерованный паркет
для оформления помещений, а щитовые и мозаичные паркеты в замках времен барокко и рококо
кажутся наивысшем творческим достижением в этой области. В общественных зданиях древней
Руси полы бывали деревянные, из гладких керамических поливных плиток и мозаичные, но самое
большое распространение в России получил деревянный пол из досок, "деревянных кирпичей"
и художественный щитовой паркет.
В XVII веке паркетины в форме кирпичей укладывали на известковой основе,
швы между дубовыми кирпичами заливали известью, смешанной со смолой. Вдоль стен иногда
делали дубовый бордюр. Такой паркет делали и раньше (Дмитровский собор во Владимире, Храм
Василия Блаженного и Донской монастырь в Москве), но к 18 веку он стал особенно искусен
в художественном отношении.
Лучшие мастера в то время трудились в московских мастерских Оружейной палаты.
Деревянный пол обладает большими преимуществами: сохранением тепла, упругостью, легкостью
обработки и дешевизной. С древнейших времен был известен пол из расколотых по длине бревен,
причем иногда, особенно на юге, доски настилались непосредственно по глинобитному полу,
но чаще они прикреплялись к балкам деревянными гвоздями.
Начиная с XVI века, полы в России стали настилать из дубовых клепок, укладываемых
рисунком, который носил название "в елочку", а сам пол или мост назывался "косящатым".
В начале и середине XVIII века паркет укладывается в стиле русского барокко. Наряду с
местными отечественными породами: березой, орехом, сосной, лиственницей, кленом, дубом,
буком, грабом, ясенем, вязом, грушей, яблоней, ольхой, можжевельником, карагачем и кизилом,
стали все более и более применять редкие и дорогостоящие сорта привозных "заморских" деревьев,
причем среди них были также бразильские породы: якандра (вид палисандра), жикитба (шелковица),
цебра, чефраз и другие. Из дорогих пород следует отметить на черное эбеновое дерево (называемое
заморской черной березой), фиолетовое - палисандр, розовое - амарант, желтое и красное
сандаловое дерево, табачное дерево, лимонное или померанцевое, карагач атласное, или сатиновое
дерево, пальмогут, оливковое, железное, фернебуковое, тисс, чинару, белый и красный кипарис,
тую, литьтерн, красный магон, самшит, и разные сорта бразильского сахандра.
Эти разнообразные сорта деревьев по расцветке древесины и по рисунку наслоений
давали возможность набирать самые прихотливые и нарядные узоры паркетов. Все производство
паркета вплоть до конца XIX века выполнялось ручным способом. Лишь к началу XX века ряд
фабрик приступил к массовому промышленному производству простых паркетных планок из различных
пород древесины. В 70-х годах XIX века в Петербурге было всего три фабрики, изготовлявшие
паркеты: "Машинная фабрика, основанная в 1866 году" Беляева, "Паркетная фабрика", существовавшая
с 1836 года и принадлежавшая Мансбаху, и фабрика Матиссена. Кроме того, в архитектурном
листке за 1877 год публиковалось объявление о продаже паркета машинной фабрикой Симлер.
В Москве в XIX веке было восемь паркетных фабрик.
В начал XX века было организованно пять фабрик в Москве, две фабрики в
Новгородской им две Петербургской губерниях. Наконец, следует отметить, что по данным
справочного издания "Фабрично-заводские предприятия Российской Империи" в 1914 году паркет
в России изготовляли на 85 предприятиях.
Русский паркет XVIII и XIX веков являются ценнейшем вкладом в мировую сокровищницу
декоративного искусства. Нигде в мире не было таких разнообразных и высокохудожественных
паркетов как в России. Культура рисунка и производства паркета, проектировавшегося архитекторами,
была доведена до непревзойденного совершенства.
|
|